Яков Протазанов занимает в истории отечественного кинематографа особое место. Он никогда не стоял в одном ряду со своими современниками - Эйзенштейном, Кулешовым или Вертовым, но имя его, тем не менее, помнят до сих пор. Кроме того, хотя первые фильмы Протазанова вышли больше ста лет назад, они и сегодня вызывают интерес и даже не теряют актуальности.
Нередко за основу своих фильмов Яков Протазанов брал литературные произведения, в том числе Толстого, Достоевского, Островского, Чехова. В 1928 году режиссер обратился к рассказу Леонида Андреева “Губернатор”. Фильм получил название “Белый орел”, а главные роли в нем исполнили театральные актеры Василий Качалов и Всеволод Мейерхольд. Пожалуй, этот дуэт - один из наиболее удивительных в истории кино, и жаль, что мы не слышим голосов исполнителей. “Белый орел” - в числе последних немых картин в фильмографии Якова Протазанова.
Но для экранизации рассказа Леонида Андреева формат без звука, возможно, самый подходящий. Андреев - мастер психологической прозы, прямая речь и диалоги в его произведениях играют второстепенную роль. Все самое главное происходит внутри героев. И Протазанов это прекрасно чувствовал. Он так же тяготел к психологизму на экране, как Андреев в литературе. В “Белом орле” сошлись не только схожие приоритеты режиссера и писателя, но и мастерство двух актеров - Качалова и Мейерхольда. Представители разных театральных школ в одной картине - ее стоит смотреть уже ради этого.
Качалов играет губернатора, по приказу которого полицейские стреляют в рабочих. Последние пришли жаловаться на несправедливые условия труда. Губернатор, в голове которого звучат слова петербургского сановника (“Одно помни: твердая власть! твердая власть!”), боится пришедшего к нему народа так же, как и монаршего гнева. Но последнего больше, поэтому, хоть и неуверенно, но дает знак полицейским, и те открывают огонь по людям.
И дальше начинается самое интересное. Губернатора за проявленную отвагу награждают орденом “Белый орел”. Но вместо радости чиновника охватывают муки совести. Он к тому же начинает получать анонимные угрозы о расправе с ним за невинно погибших людей, среди которых были дети и женщины. Василий Качалов играет эту роль в лучших традициях школы Станиславского, демонстрируя настоящий психологический театр, только на экране. Всеволод Мейерхольд, который выступает в роли того самого петербургского сановника, предстает в совершенно ином облике. Никакой серьезности, начиная от гротескного грима и заканчивая ироничной манерой исполнения. Воспоминаний Мейерхольда о работе с Яковом Протазановым не осталось, а Качалов уже после смерти режиссера рассказывал, от чего отталкивался, играя своего героя. “Всю реакцию губернатора на расстрел рабочих я старался раскрыть не в плане реакции человека, а в плане реакции государственного деятеля, физически расстрелявшего рабочих, но сознающего, что он расстреливал не их, а самого себя, свой класс, свой режим”. Для Василия Качалова роль губернатора в фильме Протазанова стала единственной его работой в кино.
Сам Протазанов при жизни был довольно успешным режиссером. Он всегда снимал то, что хотел, его фильмы никогда не лежали “на полке” и пользовались популярностью у зрителей. Хотя критики и коллеги по цеху воспринимали его работы иначе. В 1920-е годы - в период активного поиска нового киноязыка - Протазанова обвиняли в традиционализме и излишней театральности. В некоторой степени эти упреки можно отнести и к экранизации “Губернатора”. Но все же большую роль в фильме “Белый орел” играют именно выразительные средства кино - ракурсы, выбор крупности и, конечно же, монтаж.
Сегодня этот фильм 1928 года не выглядит устаревшим или скучным, и в этом явно заслуга Якова Протазанова. А учитывая, что за кадром звучит музыка в современном исполнении, картина и подавно выглядит авангардно. Что касается рассказа Леонида Андреева, то его “жизнь” счастливо продолжается. В 2017 году режиссер Андрей Могучий осуществил грандиозную постановку “Губернатора” на сцене БДТ им. Товстоногова, подчерк- нув непреходящую актуальность произведения.
Александр Шершуков:
- Не часто можно наблюдать фильмы на трудовую тематику, в которых показаны перипетии отношения государственных служащих к трудовым протестам. Еще реже такое увидишь в России. Почти никогда - сцены переживаний чиновников на подобные темы. Представьте: губернатор применяет силу для разгона незаконной демонстрации и после - переживает по поводу невинных жертв.
Возможно, и сегодня в России есть такие деятели. Но о них слышать как-то не приходилось. Впрочем, слава богу, в современных демонстрантов у нас пока не стреляют. Наверное, в этом и заключается исторический прогресс. Тем не менее в остальных нюансах параллели напрашиваются. Провокаторы. Собственники предприятий, благодарящие власть за “наведение порядка”. И так далее.
Фильм Якова Протазанова - это, конечно, фильм-агитка. Однако история, в нем рассказанная, - это история о недавних событиях, память о которых была еще жива у первых зрителей картины. Не такая уж это была “сказка - ложь”.
“Белый орел”
Немой фильм Якова Протазанова 1928 года по повести Леонида Андреева. Чтобы подавить забастовку работников, губернатор использует войска. Расстрел демонстрации, жертвы. Губернатора награждают орденом “Белого орла”. Но его мучает совесть.
Действующие лица и исполнители:
Губернатор - Василий Качалов; гувернантка - Анна Стэн; сановник - Всеволод Мейерхольд; шпик-провокатор - Иван Чувелев; полицмейстер - Андрей Петровский.
Материал опубликован в "Солидарности" № 14, 2019
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно