17 мая во Франции откроется Каннский кинофестиваль. Он пройдет на Лазурном берегу уже в семидесятый раз. Пока можно только предвкушать, чем удивят Канны-2017, и вспоминать прошлый фестиваль. В 2016 году итоги главного мирового киносмотра вызвали недоумение критиков. Жюри под руководством режиссера Джорджа Миллера присудило главный приз фильму Кена Лоуча “Я, Дэниел Блейк”. Решение жюри охарактеризовали как “идеально скучное”, как и саму картину Лоуча. Некоторые обвинили британца в самоповторе, а вручение ему “Золотой пальмовой ветви” назвали наградой за “старомодную прямолинейную сентиментальность”.
В этих жестких отзывах есть доля правды. Новый фильм Кена Лоуча говорит в общем и целом о том же, о чем и многие другие его работы, - о людях из незащищенных слоев общества и их неравной борьбе с государством. Это образец все того же кинематографа прямого действия, где художественная составляющая уступает проблематике фильма. Сентиментальность в “Дэниеле Блейке” действительно пронизывает повествование. И я уверена: против нее не устоит даже самый циничный зритель. Потому что в ситуации, в которой оказался главный герой фильма, бывал в том или ином виде каждый из нас. И поэтому сочувствие к герою зрители начинают испытывать уже с первых секунд, сами, возможно, того не желая.
Дэниел Блейк - простой плотник. Он недавно овдовел и перенес инфаркт. Из-за проблем с сердцем врачи запретили ему работать. Блейк пытается получить пособие, но сталкивается с безжалостной бюрократической машиной: право на пособие нужно еще доказать. Все, что дальше с ним происходит, напоминает рассказы Кафки. Люди, работающие в государственных социальных службах, похожи на роботов. Они - часть системы и все делают четко по инструкции. Выбить их из этой колеи невозможно. Одним словом, Кен Лоуч ничего нового не показывает, наоборот, все происходящее с героем до боли знакомо.
Действие картины происходит в английском Ньюкасле. Но история могла с легкостью произойти в любом российском городе. И это, пожалуй, вызывает главное удивление. Бюрократические порядки могут довести человека до смерти даже, казалось бы, в благополучной европейской стране. Если у них так, что говорить про нашу несчастную страну, - думаешь ты, смотря фильм Кена Лоуча. В предыдущих картинах он нередко оставлял своим героям-бедолагам шанс на временную победу. В “Дэниеле Блейке” надежды нет. Выиграть у системы невозможно. Остаться верным принципам чести и справедливости можно только ценой собственной жизни. Однако Лоуч не был бы собой, если бы и здесь на короткий миг не дал герою испытать чувство торжества над противником. Перед самым финалом Блейк хорошенько встряхивает это бюрократическое царство, устраивая яркий хулиганский перформанс.
У картины “Я, Дэниел Блейк” четкая структура, сильное начало и неожиданный конец. И конечно, очень точный выбор исполнителей главных ролей. В фильме их две. Кроме Дэниела Блейка мы следим за жизнью Кэти, молодой женщины с двумя детьми, недавно переехавшей в Ньюкасл, чья история, возможно, даже драматичнее, чем история Блейка. Хейли Сквайрс играет эту роль потрясающе. Кажется, даже не играет, а по-настоящему проживает жизнь своей героини.
Обычно для усиления эффекта или вызова нужной эмоции режиссер использует музыку. В “Дэниеле Блейке” музыки нет, хотя композитор в титрах упоминается. На финальных титрах, кстати, она впервые и зазвучит. Вообще музыка Лоучу и не нужна, так как вызывать у зрителя сильную эмоцию он умеет без вспомогательных средств.
Кен Лоуч принадлежит к числу режиссеров-романтиков, которые, посвящая свое искусство отражению злободневных проблем, верят, что кинематограф может изменить мир. Как ни странно, фильм “Я, Дэниел Блейк” наводит на мысль об обратном. Ни одно самое прекрасное кино никогда не избавит мир от несправедливости, лицемерия, войн. Хотя это, конечно, не означает, что пора сдаться и оставить подобные попытки. Уверена, после смерти Лоуча те же критики вознесут его на пьедестал и будут хвалить за то, над чем еще недавно зло иронизировали.
Александр Шершуков:
- Если бы этот фильм показали по Первому каналу в вечернее время, возможно, наша текущая социальная история в России пошла бы по другому пути. Просто потому, что в фильме ясно показаны все перспективы той системы социальных отношений, которую сейчас выстраивают в нашей стране. Где человек - потребитель, пользователь, “единица”. Обладающий правом вступить в бюрократическое состязание за пособие или пенсию в обществе, где вроде бы “все по закону”, но этот закон не для простых людей. Каннского лауреата не покажут в доступное время по доступным каналам. Потому что искусство может не просто влиять на людей, но и побуждать их к борьбе. Александр Герцен в XIX веке определял Николая Первого как “Чингисхана с телеграфом”. Сегодняшнюю систему управления людьми можно определить как “бюрократический интернет”. Подать заявку - заполни форму на сайте. Протест? Форма на сайте. Все по закону, все с применением современных инструментов общения. И все - не для упрощения, а напротив, чтобы человеку было сложнее получить то, на что еще вчера он имел неотъемлемое право. Стоит посмотреть и подумать. О том, что и как будет с пенсиями. Во что выльется “адресный подход” и “критерии нуждаемости” при назначении пособий. К чему это пришло в Англии - рассказал Кен Лоуч.
“Я, Дэниел Блейк”
Британский драматический фильм, снятый Кеном Лоучем. Мировая премьера ленты состоялась 13 мая 2016 года на Каннском кинофестивале. Фильм рассказывает о 59-летнем мужчине, который из-за травмы нуждается в государственной социальной помощи и встречает одинокую мать с похожими проблемами.
Награды:
2016 - “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля за лучший фильм.
Действующие лица и исполнители:
Дэниэл Блейк - Дэйв Джонс; Кэти - Хейли Сквайрс; Айвен - Микки Макгрегор; почтальон - Колин Кумбс; Дэйзи - Бриана Шенн.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно