Через три года после студенческих протестов во Франции в соседней Италии выходит фильм, рассказывающий о том, как студенты снова бунтуют. В картине Элио Петри “Рабочий класс идет в рай” (1971 г.) местом для демонстраций студентов становится заводская проходная. Радикально настроенная молодежь в довольно агрессивной форме провоцирует рабочих на остановку производства. Студенты сравнивают завод с тюрьмой, а самих рабочих называют рабами. Молодые леваки здесь вновь пытаются “раскачать лодку”, заставляя героев фильма посмотреть на свою жизнь другими глазами.
На территории завода разворачиваются основные события фильма. Работа там не останавливается ни на минуту. Не останавливается прежде всего потому, что это невыгодно: оплата сдельная, чем больше деталей изготовишь, тем больше денег получишь. Главный герой картины Лулу Масса - тот, на кого все должны равняться. Начальство им довольно, остальные же не очень, так как угнаться за ним сложно. Режиссер показывает, какой нестерпимой рутиной является жизнь этого человека. Все делается “на автомате”, что на работе, что дома. Жизнь превращается в один сплошной конвейер, где главное - не выпасть из темпа. Хотя на деле именно выпадение из привычного ритма, неожиданный форс-мажор вызывает в герое неподдельные чувства и остроту восприятия.
Фильм “Рабочий класс идет в рай” смотреть без перерывов сложно. С самого начала и до конца разговоры здесь происходят на повышенных тонах, эмоции за- шкаливают. Тихо говорят только в сумасшедшем доме, куда главный герой приходит навестить одного из бывших коллег. Хотя напряжение там тоже не спадает. “Если хочешь сойти с ума, возвращайся на завод”, - слышит Лулу в психбольнице. Усугубляет неврастеничную интонацию фильма тревожная музыка Эннио Морриконе. Эмоциональное воздействие усиливают и частые крупные планы.
Режиссер Элио Петри в момент выхода картины на экраны переживает пик своей карьеры: за прошлый фильм он получил “Оскар”, за этот же в 1972 году ему вручат “Золотую пальмовую ветвь”. Петри уже зарекомендовал себя как приверженец политических и социальных тем. И его картина “Рабочий класс идет в рай” продолжает это направление. По описанию она напоминает обычную производственную драму, но только на первый взгляд.
Вроде бы картина Элио Петри рассказывает то же, что и десятки других фильмов о рабочих, - главным образом об эксплуатации владельцами предприятий. Но фильм Петри тем и интересен, что социальная с виду история оборачивается историей философской. Когда главного героя неожиданно увольняют, он все еще не может остановиться, мечется вдоль заводского забора, что-то кричит. Вскоре от него уйдет и жена. В жизни Лулу наступает пауза. И именно благодаря ей он, кажется, начнет что-то понимать. “Эта пустота не есть ли та свобода, которой я никогда не имел?” - задумывается герой. Но насладиться свободой ему не дадут: на заводе его восстановят, жена тоже вернется, и жизнь примет привычный вид. Правда, ощущение хеппи-энда почему-то не возникает. Студенты будут по-прежнему кричать и толпиться у завода, но их уже никто не слышит.
От других образцов жанра производственной драмы фильм “Рабочий класс идет в рай” отличается отсутствием пафоса и романтизации рабочего человека. Здесь нет не только счастливого финала, но и положительных героев как будто тоже. Здесь много черного юмора и прямолинейных метафор. Выбрав для своего фильма форму социальной сатиры, Элио Петри нашел, кажется, оптимальное решение. Главное же ощущение, которое возникает при просмотре картины, - что происходящее в ней только условно привязано к своему времени. Если место действия перенести с завода в какую-нибудь современную компанию, будет, в общем-то, то же самое: на смену заводскому рабству пришло рабство офисное. Только у дверей никто не стоит и не кричит в мегафон “Вы заходите в тюрьму!”, как кричат в этом фильме студенты в спину рабочим.
Александр Шершуков:
- Юристы, брокеры, адвокаты, киллеры, вампиры, блондинки... Я никого не забыл из традиционных героев сегодняшнего кинематографа, вокруг которых крутятся основные сюжеты блокбастеров? С этой точки зрения даже удивительно видеть, как 46 лет назад модный режиссер снимает фильм, где суть конфликта развивается вокруг производства, а главный герой - рабочий, причем не вполне симпатичный рабочий. А если прибавить к этому мысль о том, что потогонная работа - это путь к сумасшествию? А если сопроводить музыкой Эннио Морриконе? Это к вопросу о том, куда сдвинулся (или был сдвинут) за эти годы фокус общественных проблем. То, что обсуждали люди и что они хотели изменить...
Вот стоит в центре сюжета рабочий. Вот за него или за его душу борются администрация, профсоюзы, леваки. Переложив их аргументы на сегодняшний день - ничего не изменилось. Одни говорят, что предприятие заботится о нем. Другие - хотят изменений “сейчас и сразу”. Третьи говорят, что главное - добиваться всего постепенно. В течение фильма рабочего последовательно мотает от одной стороны к другой. От капиталистического стахановца, по которому замеряют нормы выработки для остальных, до радикала, который не готов на меньшее, чем бессрочная забастовка до победного конца. А что в конце? Стена, которую нужно пробить, чтобы рабочий класс нашел-таки свой потерянный рай.
Прошло почти полвека. И как - пробили, нашел? Увы, но даже разговор об этом сегодня выглядит как спор о невозможном. И в этом смысле фильм имеет право на современный просмотр как минимум в трактовке “шаг назад”, обращение в недалекое прошлое, после которого уже можно говорить о том, как сделать “два шага вперед”. Потому что если не говорить об идеале, то все, что получат работники сегодня, - это смену завышенных норм на конвейер. Как, собственно, происходит и в кино. Но если там это выглядит как элемент сатиры, то в нашей реальности главное - хотя бы не принимать такой “прогресс” за чистую монету.
“Рабочий класс идет в рай”
Лулу Масса славится на весь завод перевыполнением планов. За это он получает прибавку к зарплате и нелюбовь коллег, поскольку начальство устанавливает нормы выработки, ориентируясь именно на него. Однажды происходит несчастный случай, и Масса теряет палец. Это вызывает волнения на заводе, а сам рабочий, начав общаться с представителями профсоюза и “революционными” студентами, задумывается о своем положении...
Награды:
1972 - приз “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля за режиссерскую работу. Премия “Давид ди Донателло” за лучший фильм. Две премии “Серебряная лента” в категориях “Лучшая актриса” (Марианджела Мелато) и “Лучший актер второго плана” (Сальво Рандоне).
Действующие лица и исполнители:
Лулу Масса - Джан Мария Волонте, Лидия - Марианджела Мелато, представитель профсоюза - Джино Перниче, Басси - Луиджи Диберти, Милитина - Сальво Рандоне.
Материал опубликован в "Солидарности" № 31, 2017
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно