16+
Наши каналы в соцсетях:
Яндекс.Дзен YouTube Twitter В Контакте Facebook
Вы также можете войти через
Генри ПушельИмитация свежей новости0
Притча о колбасе Каждый журналист страшится лета: новостей никаких, спикеры в отпусках, писать не о чем, гонорары идут тонюсеньким ручейком. С другой стороны, лето для нас - время переоценки ценностей, основная из которых - те же спикеры. За самого несерьезного поставщика инфоповодов начинаешь цепляться, как за надежный буй. И ...
Генри Пушель
Светлана ПрокудинаТони Бойл негодует0
О фильме “Акт возмездия” режиссера Джона Маккензи
Светлана Прокудина
Александр ШершуковПрофсоюзный подход: сказки про возраст16
Против повышения пенсионного возраста выступают более 90% россиян. Это, однако, не мешает центральным СМИ рассказывать небылицы и побасенки о том, какую замечательную реформу представило нам правительство и как это полезно работать до 65 и старше. Хотелось бы отдельно выделить наиболее отличившихся «передовиков».
Александр Шершуков
Александр КляшторинШаблон для депутатской речи8
После принятия сегодня в первом чтении законопроекта о повышении пенсионного возраста, к ряду депутатов могут возникнуть известные претензии в трудовых коллективах. Отвечать на них, думается, будет непросто. И специально для такого случая я, исключительно в помощь парламентариям, набросал шаблон речи. Произносить ее нужно, ...
Александр Кляшторин
Павел ОсиповВ boy идут одни старики0
Вспомнилось в связи с повышением пенсионного возраста.
Павел Осипов

БЛОГИ

комментариев 1

Светлана Прокудина

кинокритик

Светлана Прокудина

Волшебная сказка с несчастливым концом

О фильме “Западня” режиссера Хироси Тэсигахары

В 1962 году японский режиссер-документалист Хироси Тэсигахара снимает свой первый игровой полнометражный фильм. За основу он берет рассказ писателя Кобо Абэ. Последний к этому моменту уже успел заявить о себе как автор нескольких авангардистских произведений и получить премию Акутагавы. Фильм будет назван “Западня” и станет началом сотрудничества Тэсигахары и Абэ.

Главный герой картины - молодой рабочий, в поисках заработка отправляющийся с маленьким сыном в город на угольную шахту. Еще не дойдя до шахты, герой погибает от рук таинственного незнакомца в белом костюме. Когда герой был жив, он успел поделиться с напарником своей мечтой: “Хочу работать там, где профсоюзы”. По его мнению, в таком случае можно говорить, что думаешь; боссу можно устроить взбучку, а умереть удастся в мире и спокойствии.

Пока фильм не превратился в волшебную сказку, где мертвые оживают и разговаривают друг с другом, Хироси Тэсигахара включает в картину документальные кадры. В них - суровые условия работы в шахте, искалеченные рабочие, плачущие женщины и пухнущие от голода дети. За кадром в этот момент звучат слова одного из героев о том, что лучше не будет, будет только хуже, они родились в шахте - в шахте и умрут.

В фильме Тэсигахары “Западня” удивительным образом сочетается сразу несколько жанров: социальная драма, детектив и мистика. Это сочетание наряду с операторской работой и музыкой придает фильму неповторимое своеобразие.

После убийства главного героя кажется, что теперь тема шахтерских будней в картине уступит место детективному сюжету и мистическому сюрреализму. Но на деле все оказывается связано. А профсоюзная тема и вовсе неожиданным образом выходит на первый план. Герой, превратившись в призрака, продолжает свое путешествие. Вскоре он узнает, что на шахте работают две штольни, и у каждой свой профсоюз. Но мира и спокойствия, о которых герой мечтал, здесь нет даже в помине. Сюжет начинает лихо закручиваться, к концу фильма произойдут другие убийства.

Хироси Тэсигахара, вслед за Кобо Абэ, создает в киноленте совершенно особый мир. Здесь человек теряет понимание происходящего, жизнь утрачивает привычный смысл, события развиваются по логике абсурда. Многие персонажи - как будто сами по себе. Ощущение отчужденности и замкнутости героев напоминает аквариум, где каждый бьется о воображаемое стекло. Центральные герои - пешки в чужой игре, правила которой никому не известны. Усугубляет тяжесть положения невыносимая жара, от которой мучаются герои: испарина в фильме на каждом лице.

На общую угнетающую атмосферу работает и музыка. Автор музыкального оформления “Западни” - авангардный композитор Тору Такэмицу. То, что звучит в картине, сложно назвать музыкой. Это скорее набор звуков, где доминируют ударные инструменты и звенящие струны. Фильм “Западня”, как уже было сказано, стал дебютом Хироси Тэсигахары в игровом кино. Их союз с Кобо Абэ и Тору Такэмицу продолжится через несколько лет в картинах “Женщина в песках” и “Чужое лицо”. За “Женщину в песках”, к слову, Тэсигахара будет номинирован на “Оскар”.

В финале “Западни” мы увидим двух профсоюзных активистов. Они бьются не на жизнь, а на смерть в мутной реке на глинистом берегу. В этой схватке никто не победит. Саркастичным аккордом прозвучит кадр уходящего под воду свертка с надписью “Объединяйтесь” - объединяться уже некому. Маленький же сын главного героя, который весь фильм молчаливо наблюдал за происходящим, оставшись единственным живым в городе призраков, набьет карманы сладостями из опустевшей сувенирной лавки и помчится по длинной дороге куда-то по направлению к горизонту.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

- Короче говоря, чтобы понять, что это действительно хороший фильм, а не потустороннее авангардистское действо, нужно пережить первый час картины. До этого времени будут сценарист Кобо Абэ с абсурдистской темой под музыку композитора-авангардиста Тору Такэмицу с рваными звуками. И ожившими покойниками. Кто кого убил и почему - неясно.

А вот через час все становится на свои места. И потусторонний авангардизм сменяет совершенно ясная для всех профсоюзных деятелей история. Хотя никто никому напрямую ничего так и не говорит, всем абсолютно понятно: кто кого и почему убил. И кто подставил кого. Следствие - взаимное уничтожение двух конкурирующих профсоюзов в одной компании.

Даже удивительно, как можно конфликт “компания - профсоюз” с детективным акцентом упаковать в такую странную для производственного кинематографа оболочку.

Надо смотреть... пробившись через первый час.

АФИША

“Западня”

Японский черно-белый художественный фильм 1962 года, известный также как “Обвал”. Первая художественная картина Хироси Тэсигахары, до этого известного как документалист. Сочетает элементы социальной драмы, повествующей о тяжелой жизни горняков и противоречиях в шахтерских профсоюзах с мистическим сюжетом о расследовании убийства.

Награды:

1962 - премия японской телерадиокомпании NHK лучшему режиссеру-дебютанту.

Действующие лица и исполнители:

Шахтер Оцука - Хисаси Игава, продавщица - Сумие Сасаки, человек в белом - Куниэ Танака, Тояма - Сэн Яно, полицейский - Хидэо Кандзэ, репортер - Кэй Сато.

Материал опубликован в "Солидарности" № 39, 2017

Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить
Вcе посты автора
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Сергей Филин |
Спасибо за наводку. Возможно эта картина из разряда "Кино не для всех". Сильный фильм, талантливый режиссер, ну про сценарий по рассказу Кобо Абэ вообще молчу. Посоветую единомышленникам: надо посмотреть.