Пенсии
16+
Наши каналы в соцсетях:
Яндекс.Дзен YouTube Twitter В Контакте Facebook
Вы также можете войти через
Светлана ПрокудинаРебята действуют0
О фильме “Стачка” режиссера Сергея Эйзенштейна
Светлана Прокудина
Боданин Александр«Что делать?»: работа с Госуслугами7
В прошлый раз поговорили об отработке такого варианта продвижения профсоюзных инициатив как сбор подписей. Сегодня продолжим разговор относительно хотя бы теоретического инструментария. Не менее эффективным мне кажется вопрос продвижения в профсоюзной среде такой государственной инициативы как сайт «Госуслуги». ...
Боданин Александр
Генри ПушельОтомри!0
Из сдачи разгорится пламя Не так давно мы узнали, что мы умные. Нет, как люди с мозгами, мы подозревали в себе интеллект выше среднего и раньше. Но секрет полковника Полишинеля был обречен стать топовой новостью, потому что с откровением о великом уме россиян выступил сам президент. “Все всё понимают”, - сказал Владимир ...
Генри Пушель
Александр КляшторинКак депутаты от пенсий "отказались"2
Схема с депутатской «поркой» самое себя, разработанная творческим гением секретаря генсовета "Единой России" Андреем Турчаком , кажется дала сбой. Депутаты массово отказываются отказываться от пенсионных надбавок. Кто бы мог подумать, что так может произойти?! Граждане-то свято верили, что парламентарии, ...
Александр Кляшторин
Александр ШершуковПрофсоюзный подход: сказки про возраст16
Против повышения пенсионного возраста выступают более 90% россиян. Это, однако, не мешает центральным СМИ рассказывать небылицы и побасенки о том, какую замечательную реформу представило нам правительство и как это полезно работать до 65 и старше. Хотелось бы отдельно выделить наиболее отличившихся «передовиков».
Александр Шершуков

БЛОГИ

Светлана Прокудина

кинокритик

Светлана Прокудина

Иисус ничего не слышал о профсоюзе

О фильме “Мэтуон” режиссера Джона Сейлза

Перед нами еще одна история о том, как рабочие решают создать профсоюз и во что это в результате для них выливается. На сей раз за дело берется американский независимый режиссер Джон Сейлз. В основе его фильма “Мэтуон” реальные события, произошедшие в 1920 году в Западной Вирджинии. Картина вышла в 1987 году и была выдвинута на “Оскар” в номинации “Лучшая операторская работа”.

Когда начинаешь смотреть фильм Сейлза, ловишь себя на мысли, что все это ты уже видел раньше в разных вариациях. И даже можешь предсказать, что будет происходить по ходу фильма.

Но все-таки есть в этом произведении нечто свое, что отличает его от других. Фильм снимался неподалеку от города Мэтуон, и живыми декорациями здесь становятся горные пейзажи невероятной красоты. А железная дорога, вдоль которой расположилось поселение с работающими в этих местах угольными шахтами, и вовсе добавляет ощущение вестерна.

В центре сюжета - история борьбы горняков и их зарвавшихся хозяев, которые владеют не только шахтами, но и всем, чем пользуются в обычной жизни рабочие. К примеру, зарплату они получают в виде купонов, которые принимаются только в магазинах угольной компании. Режиссер Джон Сейлз сам написал сценарий фильма. Что именно он привнес в сюжет, точно неизвестно, но главные события показаны им, кажется, без лишней авторской интерпретации, при этом на высоком художественном уровне. Как это обычно бывает, история начинает закручиваться с приездом в провинциальный городок профсоюзного активиста. В картине “Мэтуон” это Джо Кенэхэн в исполнении Криса Купера. Под присмотром Кенэхэна горняки начинают забастовку.

В фильме Джона Сейлза обращают на себя внимание несколько персонажей. Один из них - 15-летний проповедник Дэнни Раднор. Свои проповеди он превращает в оду профсоюзу и бастующим шахтерам. Эпизоды с Дэнни, выступающим с кафедры перед жителями городка, придают картине, с одной стороны, комедийное звучание. С другой - ту самую оригинальность, которая смешивает жанры в этом фильме и добавляет ему очков по сравнению с другими киноработами на схожую тему. За оригинальность в фильме Сейлза так же, безусловно, отвечают оператор и художник-постановщик. Вместе они создают в картине удивительную атмосферу, которая выводит его на уровень настоящего искусства. Оператором “Мэтуона”, кстати, стал легендарный Хаскелл Уэкслер (“Кто боится Вирджинии Вулф?”, “Пролетая над гнездом кукушки”).

Если про юного проповедника Дэнни мы не можем с уверенностью сказать, что он существовал на самом деле, то про другого персонажа фильма, шерифа Сида Хэтфилда, есть реальные свидетельства. Он один из тех, кто сыграл немаловажную роль в тех событиях в Мэтуоне. Как ни странно, и это самое неожиданное в таких сюжетах, шериф Хэтфилд встает на сторону шахтеров.

Фильм Джона Сейлза отличает еще одна особенность. Это актерские работы. Для Криса Купера, будущего лауреата премий “Оскар” и “Золотой глобус”, роль в “Мэтуоне” стала дебютом в кино - так же как и для Уилла Олдхэма, который сыграл проповедника Дэнни и который дальше связал свою жизнь с музыкой. Мастерство настоящей психологической школы показали в картине и актеры второго плана, сыгравшие горняков и членов их семей.

Заканчивается фильм трагической гибелью некоторых из персонажей. Финал отсылает к реальным событиям, которые вошли в историю под названием “Битва в Мэтуоне”. Тогда бастующие шахтеры вступили в перестрелку с бандитами, которых наняло руководство угольной компании. Так или иначе, история становления профсоюза в Мэтуоне стала поворотным моментом в борьбе шахтеров Западной Вирджинии за свои права. Из Мэтуона они отправились дальше, добиваясь создания профсоюзов на угольных шахтах во всем штате.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

История аккурат из песни американских шахтеров “16 тонн”. Причем строчки “я заложил душу в магазине компании” относятся и к фильму: нищенскую зарплату шахтеры получают даже не деньгами, а купонами, которые принимают только в магазине компании.

Показаны почти все “прелести” моногорода, где расплачиваются бонами, а работники живут в домиках, предоставленных компанией. Ну, и все проблемы, с которыми сталкиваются попытки создать профсоюз. Включая насилие с обеих сторон. Крепкое кино с хорошими актерами.

АФИША

“Мэтуон”

Художественный фильм о создании профсоюза шахтеров на предприятиях в Западной Вирджинии в 20-е годы XX века. С активистами борются детективы, нанятые компанией, провокаторы… Дело заканчивается событиями, которые в реальной истории США получили название “Битва в Мэтуоне”.

Действующие лица и исполнители

Джо Кэнэхэн - Крис Купер; Джонсон “Мало Одёжки” - Джеймс Эрл Джонс; Эльма Раднор - Мэри Макдоннел; Дэнни Раднор - Уилл Олд-хэм; Сид Хэтфилд - Дэвид Стрэтэйрн.

Награды

1987 - номинация на премию критиков Французского фестиваля американского кино в Довиле (Джон Сейлз); 1988 - номинация на премию “Оскар” за лучшую операторскую работу (Хаскелл Уэкслер); 1988 - номинация на премию Американского общества кинооператоров (Хаскелл Уэкслер); 1988 - премия “Независимый дух” некоммерческой организации “Независимый фильм” за лучшую операторскую работу (Хаскелл Уэкслер); 1988 - премия Американского общества политического кино в номинации “Права человека”.

Материал опубликован в “Солидарности” № 41, 2018

Подпишитесь на
электронную версию газеты
Подписаться
Подпишитесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Добавьте нас в
Яндекс Новостях
Добавить
Вcе посты автора
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте