Была такая английская писательница в середине XIX века - Элизабет Гаскелл. В России она мало известна, но на родине ее ставят в один ряд с признанными авторами больших романов Чарльзом Диккенсом, Шарлоттой Бронте, Уильямом Теккереем. В 1855 году в журнале Диккенса “Домашнее чтение” вышел роман Гаскелл “Север и Юг”, написанный по мотивам ее собственной истории. Спустя сто с небольшим лет, в 1975-м, Би-би-си снимет по этой книге мини-сериал, а еще через почти 30 лет повторит экранизацию с другими актерами. Неожиданно для продюсеров сериал 2004 года завоевал огромный успех у зрителей, спустя несколько месяцев его даже выпустили на DVD.
Если смотреть “Север и Юг” глазами сегодняшнего зрителя, избалованного английскими сериалами всех мастей, то он выглядит немного скромно, хоть и так же душевно, как лучшие представители этого жанра. Один из них, “Аббатство Даунтон”, начнет выходить только спустя шесть лет. Интересно, что режиссерскую руку и к тому, и к другому сериалу приложил Брайан Персивал.
Если в “Аббатстве” действие происходит в йоркширском замке в аристократической среде, то в “Севере и Юге” и антураж скромнее, и набор героев. Перед нами семейство из трех человек - отец-священник мистер Хэйл (Тим Пиготт-Смит), мать-домохозяйка миссис Хэйл (Лесли Мэнвилл) и их юная дочь Маргарет (Даниэла Денби-Эш). Волею судьбы они переезжают из уютного южного городка Хелстон на север страны, в промышленный город Милтон. Прототипом последнего стал Манчестер, куда когда-то переехала из Лондона писательница Элизабет Гаскелл. Этот город в прошлом называли “хлопкополисом” из-за большого количества хлопковых фабрик.
В вымышленном Милтоне таковых два десятка. Семья Хэйлов снимает квартиру у владельца одной из фабрик - мистера Торнтона (Ричард Армитидж). “Кажется, я видела ад. Тут идет снег - из хлопка”, - пишет Маргарет своей кузине, добавляя, что, помимо всего прочего, в этом городе царят ссоры и злоба. И, пожалуй, последнее замечание - самое важное в сериале.
Население Милтона делится на рабочих фабрик и их хозяев. Именно между ними постепенно назревает настоящая ненависть друг к другу, природа которой видна невооруженным глазом. Здесь никто не хочет не то чтобы слышать друг друга, а для начала хотя бы просто поговорить. Низкие зарплаты толкают профсоюз к забастовке. “Это война, и мы должны в ней победить”, - настраивает рабочих лидер профсоюза Николас Хиггинс (возможно, одна из лучших ролей Брендана Койла, которого позже мы увидим в “Аббатстве Даунтон”). “Я скорее приведу ирландцев, чем сдамся”, - говорит в свою очередь владелец фабрики Джон Торнтон. То есть для обеих сторон война оказывается единственным приемлемым вариантом решения проблемы.
Хиггинс - строгий брутальный мужчина, который живет с двумя дочерьми и ратует за справедливость. Торнтон не менее серьезный молодой человек, спасший свою семью от нищеты после смерти отца и взявший на себя управление фабрикой в условиях неподъемной конкуренции с американцами. Оба героя заслуживают уважения и оба по-своему правы, но у обоих как будто близорукость. В результате в объявленной войне проиграют все. Рабочие хоть и продержат забастовку больше месяца, но в конце концов вернутся на фабрику, а Торнтон окажется на грани разорения и вынужден будет фабрику закрыть.
В “Севере и Юге” прекрасна воссоздана скупая атмосфера промышленного города и жизни рабочих. Оператор Питер Гринхалг, который снимал знаменитый сериал “Пуаро”, рисует здесь камерой почти как художники XIX века - некоторые кадры можно просто вставить в раму. И это то, ради чего стоит потратить четыре часа, которые длится сериал. В остальном кажется, что эту историю можно было бы смело уложить в полнометражный, но односерийный художественный фильм без потери главного.
А главное здесь формулирует священник мистер Хэйл: “Мы должны жить в мире с другими людьми”. Собственно, этому и учит сериал: разговаривать, пытаться понять другого человека, стремиться к миру, а не к войне, и тогда появится надежда на лучшую жизнь. К слову, у героев сериала “Север и Юг” это в конце концов получилось.
Александр Шершуков:
Для понимания. В XIX веке в Англии профсоюзы были долгое время запрещены, равно как и забастовки. А при любых публичных волнениях (митингах и демонстрациях) вызывались войска, которые крайне жестко разгоняли “бунтовщиков”. При этом процесс внедрения минимальных трудовых прав шел побыстрее, чем в менее индустриальной тогда России, но также очень тяжело. Фильм хороший. Я, конечно, не понял, как лидер профсоюза пошел вымаливать любую работу у хозяина, проявляя потом явные черты “феодальной преданности”. Но - положа руку на сердце - разве мы не встречали такие примеры и позже? Кому нравится классика “из английской жизни” - тому сюда.
“Север и Юг”
Экранизация (2004 год) классического романа о жизни работников и общества в индустриальном городе XIX века. Семья бывшего священника, переехавшего с “мягкого Юга” на “жесткий Север”, сталкивается с реалиями рождающегося капитализма: эксплуатация работников, отсутствие охраны труда. Работники создают профсоюз и пытаются провести забастовку. Молодая девушка знакомится с молодым промышленником. “Иногда из этих встреч что-то получается!”
Действующие лица и исполнители
Маргарет Хэйл - Даниэла Денби-Эш, Джон Торнтон - Ричард Армитидж, Ханна Торнтон - Шинейд Кьюсак, Ричард Хэйл - Тим Пиготт-Смит, Николас Хиггинс - Брендан Койл, Бесси Хиггинс - Анна Максвелл Мартин, Мария Хэйл - Лесли Мэнвилл.
Награды
2005 - номинация на премию Британской академии кинематографического и телевизионного искусства (BAFTA) “Лучший художник-постановщик” (Саймон Эллиотт).
Материал опубликован в "Солидарности" № 13, 2025
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно